Г.И. Урбанович

Г.И. УРБАНОВИЧ – (БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

Urbanovich1Л.Я. Пашкина
(Кандидат педагогических наук,
профессор кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ)

30 марта 2009 года исполнилось 80 лет профессору кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ, кафедры хорового дирижирования Московской консерватории им. П.И. Чайковского – Урбановичу Георгию Ивановичу.
За годы педагогической деятельности Георгий Иванович награждался медалями «Отличник просвещения РСФСР» и «Отличник просвещения СССР», Грамотой ЦК ВЛКСМ, Почетной Грамотой министра просвещения, Грамотами ректора МПГУ (МПГИ им. В.И. Ленина) и многими другими знаками высокой оценки его подвижнического труда на благо отечественного музыкального образования.
По семейным преданиям _ по легенде, род Урбановичей идет от Кристофера Урбановича, который из Швеции приехал в Россию и поступил на службу к Петру I (о чем свидетельствует Герб, хранящийся дома у Георгия Ивановича).
Прадед Георгия Ивановича – Константин Иванович – в 1863 году принимал участие в польско-литовском восстании и был наказан (сослан) царским правительством. В эти тяжелые годы его жена давала уроки музыки. Жили они под город Ковно (ныне город Каунас).
Дед Георгия Ивановича – Иван Константинович был еще лютеранского вероисповедания. Он служил в корпусе пограничной стражи на Дальнем Востоке в городе Харбине – охранял китайскую военную железную дорогу (КВЖД). Год службы там шел за два, так как обстановка была напряженная, нередко шли боевые действия.
Жена деда была из ярославских помещиц, православная и потому дети тоже были православными. Семья была большая – в ней воспитывалось пятеро мальчиков и девочка: Константин (старший сын), Иван (отец Георгия Ивановича), Лев, Мария (в честь ее названа дочь Георгия Ивановича) и Александр. В 1912 году в чине генерал-майора дед вышел в отставку и, купив на окраине Витебска имение с ласковым названием «Уютное», переехал с семьей туда. (В настоящее время на месте имения стоят современные кварталы города Витебска). Умер Иван Константинович незадолго до революции – в 1916 году. После Октябрьских событий 1917 года имение было конфисковано.
Все братья Урбановичи прошли через горнило Гражданской войны. Все приняли революцию – воевали на стороне красных (только Георгий, по некоторым сведениям, примкнул к колчаковцам и о нем никто и никогда больше ничего не слыхал). Константин сражался в рядах Первой конной армии С.М. Буденного. Лев и Александр прошли польскую кампанию.
Отец Георгия Ивановича Иван Иванович Урбанович, окончивший в свое время юнкерское пехотное училище и как боевой командир, воевавший с дутовцами и другими соединениями белой гвардии, был назначен начальником Витебских пехотных курсов. Во время подавления Крондштадского мятежа, в 1921 году, он был тяжело ранен, долгое время «провалялся» на льду и, как следствие, гнойный плеврит и удаление одного легкого. Из армии, спустя некоторое время, его комиссовали. (Все последующие годы Иван Иванович жил и работал с одним легким).
По окончании войны, так как жить было негде, все братья со своими семьями переехали в город Минусинск. Женатым человеком к тому времени был и Иван Иванович. Его жена – мать Георгия Ивановича – Ольга Ивановна, была дочерью царского генерала Ивана Францевича Пузыревского, имела польские корни и была католичкой. До революции она окончила гимназию в Смоленске. Училась в Харьковском медицинском институте и, успев закончить три курса, в Первую мировую войну ушла на фронт сестрой милосердия. Позднее, не завершив высшего образования (так распорядилась жизнь), она служила людям старшей медсестрой в поликлиниках, больницах (была хирургической сестрой).
Отец Георгия Ивановича, будучи человеком достаточно грамотным, стал работать бухгалтером в промкооперации Минусинска.
В семье родилось три мальчика: старший сын – Валентин появился на свет еще в годы Гражданской войны в Оренбурге, где Ольга Ивановна жила у родственников, так как муж воевал. Время было тяжелое и мальчик во младенчестве умер от тифа. Алексей родился в Витебске в 1923 году перед самым отъездом семьи в Красноярский край, Георгий – уже в Минусинске в 1929.
О «светской» жизни семьи в те годы Георгий Иванович составил представление по фотографиям оставшимся ему в наследство. «Вот отец в какой-то чалме, мама в виде далматинки, тетя Вета (Елизавета Феликсовна) – цыганка, тетя Таня (жена дяди Константина) тоже в кого-то наряжена.». Театрализованные представления сопровождались музицированием: «отец, наряженный в рубаху мужика, играет на домбре (а играл он, по воспоминаниям тетушек, прекрасно). Дядя Костя с гитарой, тетя Вета у фортепиано. Все поют. Цепкая детская память сохранила атмосферу праздника, шуток и веселья.
В 1935 году переехали в город Струнино, что по Ярославской железной дороге, в ста километрах от Москвы (Ивановской – ныне Владимирской области). Там Иван Иванович стал работать на текстильном комбинате им. Пятого Октября начальником финансовой части. Все трудились. Растили детей.
Наступил роковой 1937 год. Семья Урбановичей была разгромлена: арестованы (за дворянское происхождение) и без вести пропали, в кровавой мясорубке сталинских репрессий, мать и отец Георгия Ивановича, дядя Константин. Только в конце 50-х годов удалось получить сведения о судьбе Льва Ивановича – «Погиб при строительстве дороги в Коми АССР». Чудом удалось избежать гибели дяде Александру, которого буквально «вытащили» перед войной. Он воевал, был старшим лейтенантом, стал инвалидом. После войны работал зоотехником в Липецкой области.
Георгия и его брата Алексея взяла на воспитание Елизавета Феликсовна Урбанович (урожденная Рейнгард) – жена дяди Льва Ивановича, у которой был и свой сын – Константин. Тетя работала счетоводом на том же комбинате, что и отец Георгия Ивановича (до ареста), подрабатывала в доме культуры, так как хорошо владела фортепиано. Эта мужественная женщина одна тянула троих мальчишек и при этом еще находила в себе силы приобщать их к спорту. Георгий Иванович вспоминает: «Мы регулярно ходили на лыжах. Я учился в школе в первую смену. Вечером вместе с братом мы катались». Материально жили тяжело.
В 1942 году старший брат Алексей ушел защищать Родину. Он был стрелком-радистом. 17 апреля 1945 года его сбили и он попал в плен, где он пробыл две недели. После освобождения из плена, Алексей вернулся в часть, там и отпраздновал День Победы. Однако в конце мая его отправили в проверочный лагерь под Подольском. Пробыл он там не долго. Потом учился. Уехал в Оренбург, где жили тетушки. Алексей Иванович был человеком активным и ответственным. В зрелые годы он заведовал РОНО в Оренбурге.
В 1944 году Георгий закончил семилетку и уехал в Москву. Там он поступил в ремесленное училище военно-морского флота № 30. «Я любил и люблю историю России и всегда любил море» — говорит Георгий Иванович. В училище он проучился по 1945 год (до окончания войны). В нем готовили акустиков, гидроакустиков, механиков и т.п. – специалистов для ведения морского боя и обслуживания кораблей. После окончания войны надобность в этих специалистах уменьшилась и училище было расформировано, а Георгий 24 мая 1945 года был прикомандирован юнгой в Белау (ныне город Балтийск Калининградской области), где во время войны была база немецких подводных лодок. В городе находился ремонтный завод, где в основном и приходилось работать, хотя были также выходы в море. В Белау он пробыл по февраль 1946 года и по настоянию тети Павлы Феликсовны, родной сестры тети Веты, уехал к ней в Оренбург. Здесь он окончил восьмой класс и год проработал в городском жилищном управлении, где она трудилась. Шел 1948 год Георгий уезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород) и поступает в Горьковское речное училище. Училище было военизированное – были роты, батальоны, форма, строгая дисциплина. Первый курс он закончил с хорошими и отличными оценками. Однако, молодой человек он был, по выражению Георгия Ивановича, «хулиганистый». «Мальчишество» долго не оставляло стройного, высокого (рост 181см) юношу. После грандиозной драки «стенка на стенку» на Канавинском мосту, перекинутым через Оку (участвовало более ста человек), был большой скандал и его с сотоварищами отчислили из училища. С озорной искоркой в глазах Георгий Иванович вспоминает о том «героическом» эпизоде своей жизни.
После отчисления из училища Георгий был направлен в распоряжение военкомата со словами: «послужишь в армии ума наберешься!» Однако он помчался в Москву, где в ту пору у него жили дальние родственники. «Я стал хлопотать – вспоминает Георгий Иванович, и был принят заместителем министра речного флота. Я чистосердечно раскаялся. Он вошел в мое положение и в том же 1949 году я был зачислен, учитывая, что учился хорошо, на II-ой курс Московского речного техникума. Так что год не пропал!»
За годы учебы в речных училищах и техникумах Георгию Ивановичу пришлось плавать по каналу Москва-Волга, по Оке, Каме, Балтийскому морю.
Вокалом впервые, достаточно профессионально, Георгий Иванович стал заниматься в Горьковском речном училище. Художественной самодеятельностью руководил певец (тенор), солист Горьковского (ныне Нижегородского) театра оперы и балета им. А.С. Пушкина – Травинский. У него Георгий занимался полгода. Разучивались народные песни, романсы. С успехом исполнял он произведение Ф. Шуберта «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь». Однажды, довелось даже солировать с хором, на площади под открытым небом, исполняя «Песню о Сталине».
В 1949 году, как уже упоминалось, Георгий Иванович был зачислен на II-ой курс Московского речного техникума. Здесь у него произошла встреча с Ниной Сергеевной Зеленской – преподавателем английского языка, сыгравшая важную роль в выборе им профессии певца. Это была уже немолодая женщина, получившая образование еще в царской России. Она прекрасно владела фортепиано, пела. Обнаружив у юноши вокальные способности, Нина Сергеевна стала заниматься с ним дома. Георгий разучивал арии из опер, романсы и настолько увлекся, что даже на практике, плавая по Волге, распевал. Часто из машинного отделения доносились арии Гремина из оп. П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Мельника из оп. А.С. Даргомыжского «Русалка», романсы, русские народные песни (нередко из репертуара Ф.И. Шаляпина).
По окончании в 1952 году техникума Георгий Иванович получил распределение в пароходство МВК (Москва водоканал) и … направление партийной организации в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и в институт им. Гнесиных с просьбой прослушать и определить его вокальные способности и перспективы.
В консерватории Георгия слушал сам Сергей Иванович Мигай (1888-1959) – певец (баритон), педагог (с 1952 года профессор Московской консерватории), Народный артист РСФСР. В разные годы он был солистом Большого театра, а также Ленинградского (ныне Мариинского) театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Прослушав юношу, Сергей Иванович вынес свой вердикт: «Надо учиться! Приходи на следующий год».
Результатом прослушивания в институте им. Гнесиных было предложение позаниматься год на курсах педагогической практики. Георгий принял его, однако, от работы по полученной специальности никто не освобождал. Заниматься приходилось урывками, в свободное от плавания время. Уроки проводил студент Геннадия Геннадиевича Адена.
Весной 1953 года, удостоившись аудиенции генерала – начальника Мосводоканала, Георгий Иванович получает перевод из плавсостава в конструкторское бюро (конструктором), что давало ему возможность стабильных занятий.
В том же 1953 году он поступает на вокальный факультет института им. Гнесиных, на вечернее отделение.
Приемная комиссия была весьма внушительной. Во главе Нина Александровна Вербова (1897-1981) — певица (контральто), педагог (позднее профессор). Заслуженный деятель искусств России.) – заведующая кафедрой сольного пения и декан вокального факультета в одном лице, Пантелеймон Маркович Норцов (1900-1993) — певец (баритон), солист Большого театра. Народный артист РСФСР, педагог (профессор), Евгений Васильевич Иванов (1901-1982) — певец (бас), доцент кафедры сольного пения. Народный артист Казахской ССР, Геннадий Геннадьевич Аден (1900-1989) – певец (тенор), педагог (позднее профессор) той же кафедры и другие.
Георгий исполнил «Песню Варяжского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Рассказ старика» («Волшебной силой песнопенья») из оперы С.С. Рахманинова «Алеко», русскую народную песню «Ах ты, ноченька. По завершении успешно сданных экзаменов, Нина Александровна предложила ему написать заявление в класс к одному из предложенных ею педагогов (у кого в этом году был набор). Он выбрал Г.Г. Адена.

Urbanovich-Aden2Г.Г. Аден.
Фотография из семейного архива Урбановичей

Геннадий Геннадиевич Аден (1900-1981) – настоящая фамилия Белоруков, был учеником Гандольфи Гектора (Этторе) Петровича (1862-1931), который, в свою очередь, был учеником Эверарди (много лет спустя студенты Г.Г. Адена в шутку называли себя «эверардистами»). В совершенстве владея голосом, Г. Гандольфи с двадцати лет стал петь на оперной сцене родной Италии. Среди его партий были Мефистофель, Нилаканта, Филипп II и другие. В 1907 году в возрасте сорока пяти лет он переехал жить в Россию, где продолжил свою исполнительскую деятельность. С большим успехом гастролировал Г. Гандольфи с концертами и за рубежами своей второй родины. В 1927 году он был удостоин звания Заслуженного артиста Республики. На ряду с исполнительской деятельностью Этторе Петрович активно занимался педагогической работой. С 1907 по 1923 годы он профессор Киевской, а с 1923 по 1931 годы (т.е. до последних дней своей жизни) – Московской консерватории
Он воспитал плеяду талантливых учеников, среди которых, помимо Г.Г. Адена, можно назвать Н.Н. Середу, Г.И. Тица, С.А. Ценина.
Таким образом, Г.Г. Аден, по сути, является воспитанником итальянской вокальной школы, как, хотя и опосредованно, и его ученики – «внуки» Г. Гандольфи.
Геннадий Геннадиевич Аден стал учеником Г. Гандольфи, поступив в 1922 году в Киевскую консерваторию (и … стал его приемным сыном, оставаясь с ним до конца его жизни).
Необходимо отметить, что до поступления в консерваторию у Г.Г. Адена уже был определенный певческий и актерский опыт, С детства он пел в церковных и светских хорах, солировал в гимназической самодеятельности. С 1918 по 1922 годы Г.Г. Аден работал в Губернской областной студии в городе Костроме (позднее Театр студийных постановок), под руководством Алексея Дмитриевича Попова (ученик К.С. Станиславского, позднее профессор, заведующий кафедрой режиссуры ГИТИСа). Именно в то время он понял, что такое искусство.
В 1923 году Г.Г. Аден вместе с педагогом переезжает в Москву, где до 1928 года продолжает учебу уже в музыкальном техникуме им. Гнесиных, занимаясь у Гандольфи. Жил Геннадий Геннадьевич в семье учителя, что дало ему возможность познакомиться с приемами актерского мастерства у Мейерхольда (в дом которого был вхож Эттори Петрович), а также лицезреть и слышать В. Маяковского, Б. Пастернака и других выдающихся поэтов, актеров, режиссеров и музыкантов.
Полтора года (с1928 по июнь 1929 года) Г.Г. Аден совершенствовал свое вокальное образование в Италии – в Римской Королевской консерватории «Sаnta Ceciliay», получив по окончании учебы диплом высшего образования по классу пения.
60 лет жизни (с 1929-1989 годы) посвятил Геннадий Геннадиевич Аден педагогической деятельности. Двадцать лет проработал он педагогом-вокалистом в музыкальных техникумах (училищах) Москвы. В 1949 году Г.Г. Аден получил лично от Елены Фабиановны приглашение в институт им. Гнесиных, где проработал до своей кончины. (Гнесина Е.Ф.(1874-1967) – пианистка, педагог (профессор), Заслуженный деятель искусств России. Основатель и художественный руководитель ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных).
Занятия по сольному пению на вокальном факультете проводились три раза в неделю с педагогом и концертмейстером и один раз только с концертмейстером. Концертмейстеры были профессионалами высокого класса, вполне компетентными в области вокальной педагогики.
Г.Г. Аден, проводивший большую научно-методическую работу в области вокальной педагогики, был сторонником научного подхода в педагогической деятельности. Большое значение он придавал систематичности занятий, учету индивидуальности ученика. Вместе с тем, он подчеркивал, что педагогический процесс должен быть творческим, а педагог, прежде всего, музыкантом, человеком наделенным педагогической интуицией, богатым воображением. Дружелюбную обстановку на уроке он рассматривал как залог успешности обучения.
Класс Г.Г. Адена насчитывал в разные годы от шести до восьми студентов. В то время, когда у него учился Георгий Иванович, он занимался только с мужчинами. Урок в классе длился от 45-ти минут до полутора часов, что зависело от вдохновения педагога, успешности процесса освоения учебного материала, ситуации – подготовка к экзамену, концерту, конкурсу. Итогом каждого урока, считал Геннадий Геннадьевич, должно быть, хотя бы маленькое продвижение вперед. Своего урока студентам приходилось дожидаться порой довольно долго. Георгий Иванович вспоминает: «Я приходил на урок, садился в кресло рядом с педагогом и так как ждать иногда приходилось 2-3 часа, просто…засыпал (несомненно сказывалась хроническая усталость-прим. авт.), а иногда педагог включал меня в работу».
Г.Г. Аден был высокообразованным, культурным человеком, великим тружеником. Студентов он очень любил, хотя, когда было необходимо, мог и голос повысить и строго спросить. Георгий Иванович вспоминает: «Иногда, если на уроке у студента что-то не ладилось, не получалось он мог поехидничать и тут же спросить: «Ты ел сегодня?» и, не дожидаясь ответа, совал трешку и отправлял в буфет».
По своей природе Г.Г. Аден был «жаворонком» и студентам «совушкам» (к коим принадлежал и Георгий) приходилось тяжеловато. По утрам Г.Г. Аден преподавал в самодеятельности в Доме журналистов и вызывал иногда туда и студентов. Занятия начинались в 8.30 утра. «Для меня это была каторга-смеется Георгий Иванович, но, тем не менее, эти утренние занятия давали хороший настрой и затем уже в камерный класс к Анне Иосифовне (Малюта А.И. певица (сопрано), доцент) или в оперный — к Юрию Владимировичу (Муромцев Ю.В. Оперный дирижер, пианист. Заслуженный деятель искусств России, профессор, с 1953 по 1970 год – ректор ГМПИ им. Гнесиных) я приходил вполне подготовленным к работе». Однако, как известно безвыходных положений (по крайней мере, для студентов) не бывает! Поскольку педагог не требовал в обязательном порядке присутствия учеников класса на уроке своих товарищей, ситуацию удавалось несколько «смягчить» — день начинал … «жаворонок», например, Александр Розум (Розум А.Г. (1923-1987) — певец (баритон), педагог. Народный артист России) – через час полтора появлялся Георгий.
Г.Г. Аден в процессе подготовки певцов большое значение придавал освоению ими упражнений, которых знал великое множество, нередко сочинял сам, используя иногда фрагменты художественных произведений. Георгий Иванович вспоминает: «Занимался Геннадий Геннадиевич неистого, порой его надо было останавливать. Очень любил он работать со студентами над упражнениями. Ученики распевались подчас до изнеможения. Своим небольшим, но очень красивым, мягкого и теплого тембра голосом, он умел показать суть исполнения того или иного пассажа, фрагмента произведения. Значительное место занимали также объяснения педагога. В них было много образных сравнений, нередко он апеллировал к воображению студента, к его опыту. Геннадий Геннадиевич внутренне всегда пел со студентами и они это чувствовали. Г.Г. Аден очень чутко слышал состояние певца, его попытки отразить образ музыкального произведения. Он никогда жестко не настаивал на своей музыкальной концепции, всегда шел навстречу ученику, учитывая его индивидуальность. Всю технологию он строил на упражнениях. Нередко буквально «ухватившись» за успешно выполненный пассаж, он брал фрагмент из осваиваемого художественного произведения и, «превратив» его в упражнение, отрабатывал в соответствии со всеми вокально-техническими и художественными требованиями».
В институт Георгий Иванович поступал как высокий бас, а баритональные партии начал петь к середине II-го курса. Начинал с лирических партий, но они не пошли, а в какое-то время даже перегрузили голосовой аппарат и постепенно, под руководством педагога, он перешел к драматическому репертуару.
В процессе обучения (преимущественно на I–II-ых курсах) Георгий осваивал в обязательном порядке арии (канцоны) старых итальянских композиторов Дж. Перголези, А. Скарлатти, А. Страделла, Ф. Кавалли и других. На всех курсах он изучал зарубежную и отечественную классику – произведения И.С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и других композиторов. Были в его репертуаре и современные произведения (в основном советских композиторов).
Уже к концу II-го курса он исполнил два ариозо Вольфрама фон Эшенбаха из оперы Р. Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге»: «Взор мой смущен» и «О небо я к тебе взываю» (на итальянском языке).
Все годы Георгий неустанно совершенствовал вокальную технику, с удовольствием работая над целым комплексом упражнений и вокализами. С неизменным успехом на концертах и экзаменах им исполнялись русские народные песни, как без сопровождения, так и в обработке (с сопровождением).
На вечернем отделении института, сочетая учебу с работой в конструкторском бюро, Георгий Иванович проучился два года (с 1953 по 1955). В 1955 году его рекомендовали на дневное отделение (к тому времени истек срок обязательной отработки после окончания техникума). Ему было предоставлено общежитие, назначена стипендия. Он был избран секретарем комитета комсомола института им. Гнесиных (должность оплачиваемая и позволявшая, хотя и скромно, жить), а также членом Пленума Краснопресненского райкома комсомола г. Москвы. В эти годы в летние каникулы Георгий Иванович ходил в недельные шлюпочные походы со студентами института, как руководитель-капитан. Неизменным участником его команды была будущая знаменитость – Микаэл Таривердиев (Таривердиев М.Л.(1931-1996). Композитор. Народный артист РСФСР. Ученик А.И. Хачатуряна).
Лето 1956 года Георгий Иванович провел со студенческой бригадой, которая с шефскими концертами выступала в Семипалатинской области (на границе с Китаем) перед покорителями целинных земель. Передвигалась бригада в крытом автомобиле, там же устраивали импровизированную сцену, на которой в сопровождении баяна исполнялись арии из опер, романсы, народные и советские песни.
В течение учебного года студенты института, в их числе и Георгий Иванович, бегали по студенческим билетам, а иногда просто «прорывались», в театры, где имели возможность познакомиться с творчеством Елены Николаевны Гоголевой (1900-1993), Аллы Константиновны Тарасовой (1898-1973), Марка Исааковича Прудкина (1898-1994), Михаила Михайловича Яншина (1902-1976) и других выдающихся актеров (теперь мы осознаем это особенно ясно). Помимо вокалистов, слушали великих музыкантов: Эмиля Григорьевича Гилельса (1916-1985), Святослава Николаевича Кнушевицкого (1907/08- 1963), Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964), Льва Николаевича Оборина (1907-1974), Давида Федоровича Ойстраха (1908-1974), Святослава Теофиловича Рихтера (1915-1997). «Ходили» и на дирижеров: Александра Шамильевича Мелик-Пашаева (1905-1964). Бориса Эмануиловича Хайкина (1904-1978), Веронику Борисовну Дударову (1916-2009) и других.
На выпускном Государственном экзамене по сольному пению студенты должны были исполнить старинную арию (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, К.В. Глюк ), зарубежную арию, русскую арию, зарубежный и русский романсы, народную песню в обработке, развернутую по форме, а также современное (советское) произведение.
Помимо этого, на выпуске были экзамены по камерному и оперному классам.
Среди произведений исполненных Георгием Ивановичем на выпускном Государственном экзамене по сольному пению были: ария Ксеркса («Ombra mai fu…») из оперы Г. Генделя «Ксеркс», ария Грязнова из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Ария» из оперы А. Понкьелли «Литовци» (мужественная по характеру ария, с большим диапазоном, требующая от певца хорошего дыхания, четкой дикции, полной эмоциональной отдачи), романс Ф. Шуберта «Двойник», русская народная песня в обработке С.Н. Василенко и другие.
Необходимо отметить, что с большим успехом выпускник сдал и экзамен по камерному классу, исполнив часть вокального цикла Ф. Шуберта «Зимний путь» и удостоившись, за хорошее исполнение, подарка (который до сих пор бережно хранится в доме Георгия Ивановича) – нот этого цикла с дарственной надписью Елены Фабиановны Гнесиной.

Urbanovich3

Фотографии из семейного архива Урбановичей

Urbanovich4

Urbanovich5

Георгий Урбанович в роле Фигаро (”Свадьба Фигаро” В.А. Моцарта) — студенческая работа

Urbanovich6

Urbanovich7

Георгий Урбанович в роле Мизгиря в опере Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”
- студенческая работа

Urbanovich8

По окончании института Георгий Иванович получил приглашение от Исидора Аркадьевича Зака поехать солистом в Челябинский театр оперы и балета им. М.И. Глинки (Зак И.А. – оперный дирижер, Народный артист СССР. Ученик Н.А. Малько. Один из организаторов театров оперы и балета в Челябинске и Новосибирске), приглашения в Ульяновскую и Калининскую филармонии. Однако, от всех предложений пришлось отказаться. Дело в том, что ко времени окончания института он обзавелся семьей, детьми и переезд был делом сложным.
Итак, окончив в 1958 году институт им. Гнесиных, Георгий Иванович продолжил работать в Москве. Еще будучи студентом, с 1956 года он стал работать в Московском драматическом театре им. К. Станиславского. Участвовал в мимансе, в спектакле «Дни Турбиных» в постановке М.Яншина (уже как персонаж) исполнял в кулисе «Эпиталаму». С 1957 по 1960 год он был артистом хора театра, а с 1960 года стал работать педагогом по постановке голоса и хормейстером (эту работу он совмещал с педагогической деятельностью на музыкально-педагогическом факультете МПГУ (МПГИ им. В.И. Ленина), которую начал с того же 1960 года и продолжает до настоящего времени. В театре были талантливые поющие актеры: Евгений Павлович Леонов (1926-1994), Евгений Яковлевич Урбанский (1932-1965), Альберт Леонидович Филозов и другие. Общение с ними обогащало – Георгий Иванович сам многому у них учился.
Все эти годы он одновременно работал и в других творческих организациях. Особое место в его трудовой биографии занимают «мужские» коллективы в разное время он был заместителем художественного руководителя Центрального клуба МВД СССР, руководителем вокально-хорового коллектива самодеятельности Прокуратуры СССР, педагогом-консультантом Ансамбля песни и пляски МВО. Все участники этих хоровых коллективов, а также оркестра, были с высоким уровнем музыкального образования – от среднего до высшего (выпускники музыкальных училищ, консерваторий, института им. Гнесеных). Коллективы имели уровень профессиональной концертной организации. Нередко их участники имели звания Заслуженных и Народных артистов РСФСР. Исполнялся классический репертуар, народные песни. Была представлена и профессиональная тематика.
Так, в 80-е –90-е годы Георгий Иванович, как уже отмечалось, работал в Ансамбле песни и пляски МВО педагогом-консультантом. Руководил Ансамблем в ту пору Заслуженный артист РСФСР В. Гордеев. Георгий Иванович занимался с солистами. В группе было не менее 10-ти человек. C ними он готовил концертные программы, включавшие произведения русской и зарубежной классики (Й. Брамса, Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, М.И. Глинки, П.И. Чайковского и других), народные песни.
К сожалению, не довелось Георгию Ивановичу поработать с Суреном Исааковичем Баблоевым, руководившим Ансамблем с 1963 года и до последних дней жизни (1918-1979). Это был талантливый человек, ученик Н.С. Голованова. Народный артист СССР. Имел он и воинское звание – полковник. Его обработка песни о «Варяге» («Плещут холодные волны …») была по достоинству оценена Георгием Ивановичем, совершенствовалась им с участниками Ансамбля и с неизменным успехом исполнялась на самых ответственных концертах.
С 1963 года Георгий Иванович стал преподавать в ГМПИ им. Гнесиных. Он руководил педагогической практикой, в 70-е годы был ассистентом у Г.Г. Адена, вел класс сольного пения. В течение двух лет (на последних курсах) у него занималась Татьяна Ивановна Мельник (ныне доцент кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ). Вспоминая о том времени, она подчеркивает необыкновенно творческую, дружелюбную атмосферу царившую в его классе: «Его любили все студенты, бегали к нему на консультации даже из других классов. Занимался он много, не смотря на часы, не считаясь со своим временем. Георгий Иванович отдавал себя полностью, всегда горел желанием помочь, «вытащить». В случае необходимости, он вызывал студентов дополнительно домой и самозабвенно работал. Он был совершенно безотказным – порой доходило до курьезов: уходившего домой Георгия Ивановича буквально хватал за рукав студент и он оставался и занимался сколько надо».
Как уже отмечалось, с 1960 года Георгий Иванович начал педагогическую работу на музыкально-педагогическом факультете МПГУ на кафедре пения и методики его преподавания (ныне кафедра пения и хорового дирижирования).
В классе Георгия Ивановича занимаются юноши и девушки. Присутствие студентов на уроке друг друга им всячески приветствуется. Иногда он вызывает на одно время сразу двух учеников, нередко имеющих разные типы голосов. Занимается сначала с одним – затем отдых, а в это время поет другой. «Я не приверженец жесткого расписания – говорит Георгий Иванович. Позанимаюсь 5 – 10 минут, голос отдохнет 5 – 10 минут и т.д., хотя мой учитель Г.Г. Аден капитально занимался с одним». На вопрос не могут ли студенты перенять нежелательные недостатки, в частности, голосообразования, профессор отвечает: «Конечно, такая опасность не исключена, чисто подсознательно они могут их перенять, ведь голосовые складки пассивно работают. Однако, думаю, что пользы больше, чем вреда, я ведь как педагог реагирую и если у меня на все дурное, неправильное будет соответствующая реакция, ничего страшного не произойдет. На негативе тоже можно учить! Самое главное научить студента мыслить самостоятельно».

Urbanovich9

В процессе обучения Георгий Иванович большое значение придает вокальным упражнениям, считая, что они призваны не только «разогреть» голосовой аппарат студента, но и правильно настроить его способствовать формированию у учащихся вокально-технических и художественных навыков. Он считает, что каждое упражнение должно чему-то научить: сохранению ли вдоха, тембрально ровному звучанию, сглаженности регистров и т.д. Вместе с тем Георгий Иванович исходит из того, что практически каждое упражнение решает комплекс задач и потому, можно работать и на пяти упражнениях, которые тщательно подбираются с учетом вокально-технических и художественных задач, решаемых со студентом на определенном этапе. Применяются им и упражнения на которых учили его самого. Самостоятельно распеваться он разрешает только старшекурсникам, считая этот вид работы чрезвычайно трудным. Сначала, по его мнению, студент должен хорошо «распеться» в классе с педагогом, может быть, в течение нескольких семестров, понять какие задачи решаются на тех или иных упражнениях. При этом, профессор требует от учеников самостоятельного освоения текстов изучаемых произведений (стихотворного и музыкального) как необходимого условия для собственно вокальной работы в классе: «Самостоятельная работа должна быть с самого начала, с первых шагов. Сержусь, если студенты ленятся. Терпеть не могу разучивать с ними тексты произведений. Все они имеют музыкальную подготовку и в состоянии, хотя бы одним пальцем, сыграть мелодию и запомнить ее».
Тщательно работает Георгий Иванович и над вокализами, из которых предпочитает Ф. Абта, Г. Зейдлера, Дж. Конконе.
Процесс подбора репертуара студентам профессор рассматривает как дело очень ответственное, сложное, трудоемкое и творческое, требующее от педагога максимального приложения своих профессиональных знаний, интуиции. «Я не сторонник узколобого подхода – говорит он. В моем классе исполняется весь спектр мировой вокальной литературы». При подборе репертуара на первый план выступает принцип индивидуального подхода. Педагог учитывает общемузыкальную довузовскую подготовку студента, его вокальные данные и возможности, направленность интересов, вокально-технический и художественный уровень на каждом конкретном этапе обучения. Основная задача – подобрать произведения высокохудожественные, педагогически целесообразные и, вместе с тем, интересные ученику. При этом, Георгий Иванович еще и еще раз не устает повторять: «Выбор репертуара индивидуален, если студент «пестрит» звук, предлагается один репертуар, если не может плавно соединить ноту с нотой, «рвет дыхание», получаются «клочки» — другой и т.д.».

Urbanovich10

Георгий Иванович поклонник отечественного репертуара. Он считает, что есть прекрасные в вокальном отношении народные песни, на которых хорошо учить начинающих певцов. Базовую песенность, по его мнению, имеют также романсы А..Гурелева, А. Алябьева. Очень любит он произведения М.И. Глинки, такие разные как по вокально-технической так и художественной трудности. Некоторые из его произведений можно осваивать на начальном этапе обучения, считает Георгий Иванович, некоторые очень сложны и требуют определенной вокальной подготовки. «На репертуаре М.И. Глинки можно воспитать все что угодно» — утверждает профессор. Особо он отмечает богатую культуру голосоведения в его произведениях, подчеркивает благотворное влияние на его творчество итальянского вокального искусства все лучшее из которого он впитал путешествуя по Италии и обучаясь там. «В романсах М.И. Глинки – замечает Георгий Иванович, есть искренность, лиризм, душевность, образность присущие русскому народу, хотя музыка их не редко очень похожа на итальянскую».
Георгий Иванович успешно работает как с мужскими так и женскими голосами. С мужскими голосами ведущим у него является метод показа. С женскими – сложнее. «Люблю работать с женскими голосами – говорит профессор, однако, колоратурные сопрано представляют для меня определенную трудностью. Я не всегда могу им показать, а лирическим и другим типам сопрано я с удовольствием показываю голосом фразировку, приемы как скрыть переходные ноты (сгладить регистры), как сохранить высокую певческую позицию»… «где нет возможности показать голосом, на первый план выступает слово. Надо объяснить, разъяснить механизм вокального процесса. Работая над произведением, иногда приходиться и танцевать, делать образные на первый взгляд нелепые, подсказы. Педагог должен уметь заразить студента своим темпераментом, уметь «повести» его за собой, вызвать у него эмоциональный отклик. На уроке приходится работать и как режиссеру, разрабатывая исполнительский план осваиваемого произведения».
На начальном этапе обучения, основываясь, как уже отмечалось, на принципе индивидуального подхода, а также с учетом программ по сольному пению для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов, Георгий Иванович работает с некоторыми студентами на легком материале, с некоторыми – на достаточно сложном. «Когда у ученика появляется интерес к процессу освоения произведений, когда процесс захватывает его и ученик выражает желание петь и любит заниматься звуковедением, дикцией и т.п., дело будет!» — уверен он. В этой ситуации профессор считает возможным идти на опережающем уровне трудности, дабы поддержать зародившейся интерес, закрепить его, однако, очень осторожно, корректно, без «перекосов», чтобы не навредить.

Urbanovich11

Основополагающий принцип музыкальной педагогики – единство художественной и технической сторон обучения, в полной мере, реализуется в процессе занятий по сольному пению в классе Георгия Ивановича: «Мы работаем (педагог и студент – прим. авт.) и добиваемся, чтобы голос был наполненным, мягким, полетным, с нужной исполнительской интонацией – с интонированием состояния образа. Все взаимосвязано – от образа находим технологический прием, а иногда вдруг техника оплодотворяет образ».
Определенную пользу находит Георгий Иванович в прослушивании студентами записей певцов, «благо в настоящее время проблемы звукоматериала нет». «Великие певцы, замечает он, это люди одаренные, прежде всего, музыкантски. Основное направление их занятий всю жизнь состоит в работе над техникой, над ее совершенствованием. Образ «строится» практически сам». Георгий Иванович подчеркивает, что учится, как мыслят великие певцы, как строят фразу, как передают образ, как решают технические проблемы важно и нужно. Однако, он предостерегает студентов от грубого подражательства, считает что за этим процессом должен следить педагог, прослушивание не обходимо проводить под его контролем: «Я всегда внятно раскрываю и поясняю свою точку зрения о том или ином исполнении – вкусы воспитываются!».
На экзаменах, концертах и конкурсах ученики класса Георгия Ивановича держатся всегда смело и уверенно. При этом, он говорит, что каких-либо секретов по преодалению страха у студентов у него нет. «Секретов нет! Просто надо, когда по головке погладить в прямом смысле, когда посмотреть в глаза, а когда и ругануть перед выступлением, но так, чтобы студент понял, что это не всерьез, а так … для «ободрения». «Кому-то – продолжает Георгий Иванович, надо перед концертом сказать два-три слова, кого-то долго распевать, кому-то придать уверенности в своих силах, кого-то заставить думать в процессе выступления о конкретных исполнительских задачах». … «В вокально-методической литературе изложены общие требования к подготовке певца, научно-обоснованные, грамотные, но все ученики разные, нет похожих, а их за годы работы у меня прошло сотни – замечает профессор и не может быть безусловно общих рекомендаций».
Педагогам хорошо знакома картина — идет экзамен, студент поет и вдруг чувствует себя больным. Это трусость – боязнь ошибиться, боязнь кого-то, боязнь сравнений с кем-то. В голове стучит одна мысль – «скорее уйти, сбежать с «лобного» места». Вот почему, важнейшей задачей педагога Георгий Иванович считает воспитание у студента умения преодолевать себя. Он твердо убежден, что певец или певица, как и любой другой исполнитель, должны обладать творческой, волевой смелостью. «Воля это неотъемлемое качество певца. Безвольный певец (певица) никогда не станет настоящим певцом» — подчеркивает Г.И. Урбанович.
Фотография временно отсутствует.

Urbanovich12

24 апреля 1998 года.
После выступления на конкурсе в Костроме
(фотография из семейного архива Ганешиных)

Мария Андреевна Ганешина, занимавшаяся в классе сольного пения на музыкальном факультете МПГУ у Георгия Ивановича (ныне она доцент кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ) рассказывает: «Георгий Иванович уникальный человек в смысле энергетики, эмоциональной отдачи и силы, которые каким-то чудодейственным образом передаются студенту, благотворно влияя на него. Я пришла на факультет пропев четыре года в профессиональном хоре у Валерия Кузьмича Полянского. Первый урок в классе Георгия Ивановича запомнился на всю жизнь. С первых же упражнений у меня вдруг буквально «полился» звук, при этом, гораздо более объемный, чем раньше, голос стал гораздо большей силы. В процессе работы над художественными произведениями он всегда требовал от студентов знания вокальной партии наизусть практически с первого раза. Георгий Иванович старался пробудить у учеников музыкальность, эмоциональность, привлечь их внимание к смысловому аспекту исполняемого иногда, если это было педагогически целесообразно, имели место отступления на чисто технологический компонент и тут же шел процесс закрепления: произведение исполнялось максимально выразительно, образно и сам собою «лился» звук, набирая мощь и красоту. Перед выступлениями он очень тщательно распевал, затем повторялись, причем с полной эмоциональной отдачей, произведения, которые должны были исполняться: небольшие – пропевались целиком, крупные – фрагментарно».
В классе Георгия Ивановича всегда работали высоко квалифицированные концертмейстеры, причем, как правило, не менее 10-лет! Среди них Нина Михайловна Борисова, Дина Ростиславовна Гостева, Ольга Владимировна Козлова (в настоящее время работает в Московской консерватории). Михаил Григорьевич Школьник (работает в классе Г.И. Урбановича уже 12 лет). Некоторое время в начале своей педагогической деятельности в его классе работал Геннадий Моисеевич Цыпин (ныне доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкальных инструментов МПГУ).

Много лет Георгий Иванович вел большую концертную деятельность. Только на музыкальном факультете МПГУ им был исполнен целый ряд программ: итальянская Дж. Верди, Дж. Россини), немецкая (Й. Брамс, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт), французская (Ж. Ибер, М. Равель), русская (М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский). Программа целиком состоявшая из произведений М.И. Глинки. В 70-е годы Георгий Иванович руководил еще и оперной студией в Доме культуры «Компрессор». Вокальную работу вела Мария Михайловна Николаева (педагог сольного пения музыкально-педагогического факультета МПГИ (ныне МПГУ) в 60-е – 70-е годы). Активный артист-руководитель осуществил постановку оперы С.С. Рахманинова «Алеко», «пробил» декорации, костюмы, надлежащий грим. Георгий Иванович исполнял партию Алеко, Земфиру – Татьяна Ивановна Глушакова (ныне профессор кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ). Спектакли проходили с неизменным успехом.

Urbanovich13

Концертное исполнение оперы С.В. Рахманинова “Алеко”
начало 1980-х годов
В партии Алека — Георгий урбанович
В партии Земфиры — Татьяна Глушакова

Urbanovich14

Большая творческая дружба связывает Георгия Ивановича с Народным артистом РСФСР Андреем Дмитриевичем Кожевниковым, который долгие годы был художественным руководителем Московского хора учителей. Много лет солистом этого хора был Г.И. Урбанович, исполнивший с высокопрофессиональным коллективом «Реквиемы» А.Ф. Козловского, В.А. Моцарта, Д.Б. Кабалевского, «Патетическую ораторию» Г.В. Свиридова и много других монументальных произведений-шедевров. В оратории С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» он солировал вместе, со своей студенткой, уже упоминавшейся, М.А. Ганешиной.
В течение многих лет Георгий Иванович является Председателем жюри вокальных конкурсов студентов музыкальных факультетов педагогических вузов в г. Екатеринбурге и г. Костроме. Он – постоянный гость конкурса в Санкт-Петербурге. Нередко его ученики становились их лауреатами дипломантами (а теперь уже и ученики его учеников: В.Кальбергенова, М. Константинова, А. Фокина, Р. Яваев – класс М.А. Ганешиной).

Urbanovich3+2ramka

Георгий Иванович – великий труженик. Вся его жизнь это работа, работа, работа … педагогическая, исполнительская, общественная, административная. На вопрос о том, как ему это удается, профессор отвечает: «Я был воспитан в семье под девизом Царско-сельского лицея: «Для общей пользы!».