Первый номер альманах «Перекрёстки параллели» распродан.
Некоторые публикации из первого номера уже давно вывешены на сайте. Это, в первую очередь, материалы о Г.И.Урбановиче — певце, великолепном вокальном педагоге, работавшем на музыпеде МПГУ им В.И. Ленина почти с самого его основания. (Впоследствии стал музыкальным факультетом МГПИ. В настоящее время факультет стал частью Института Культуиры МПГУ). Смотрите рубрику «Наши учителя».
Статья о вокально-двигательном тренинге «ГОЛОС» опубликована в рубрике «О методе» — «Вокально-двигательный тренинг» — «Подробно о методе»
Статья «Некоторые особенности вокально-хоровой подготовки драматических актёров» (М. Ганешина, Ю. Лотоцкая) опубликована в рубрике «О методе» — «Вокально-двигательный тренинг» — «Актёрам».
Материалы о музыкальном движении из первого номера решено в ближайшее время не публиковать на сайте, так как готовится большое издание архивных методических материалов С.Д. Рудневой.
Статью о постановке в 2005 году методами музыкального-движения и вокально-двигательного тренинга оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» мы выкладываем этой рубрике, так как в рубрике «Архив» она должна была оказаться в самом низу. Эта постановка для нас очень важна, как первый и самый масштабный из наших проектов, который лёг в основании длинной череды вокально-пластических и музыкально-пластических постановок.

Увертюра. Анна Шпакова и Аида Айламазян
Вокально-пластическое
действо
«Орфей и Эвридика»
Вокально-пластическое действо «Орфей и Эвридика» создано в содружестве Студии музыкального движения «Гептахор» и Вокальной студии Марии Ганешиной в 2005году. Премьера состоялась в культурном центре «ДОМ» и, в рамках фестиваля «Московское действо», в театре «Школа драматического искусства» А. Васильева в 2005 году.
Это далеко не первая попытка интерпретации мирового оперного шедевра.
В 1902 году в Будапеште пластическую композицию показала Айседора Дункан: «Пляску фурий» и «Танец блаженных духов». Соответствующее теме полугреческое одеяние, цветы в волосах — всем этим Айседора стремилась передать неумирающий пафос античного мифа. С тех пор опера Глюка стала излюбленным источником, из которого черпали многие исполнители свободного танца.
В 1912году Институт ритма в Хеллерау Эмиля Жака-Далькроза представили второй акт оперы.. Исполнителями были: тени и фурии (хоры и танцы) — ученики Института. Орфей — солистка Берлинского оперного театра Эмми Лейснер. Эвридика — солистка Дрезденской оперы Эрна Фрейнд.
Сергей Михайлович Волконский в своей книге «Отклики театра» написал: «Прежде всего, поражает в этом представлении простота, даже бедность внешних средств. Обстановки — никакой: серый и синий коленкор, в виде занавесей на разных планах, опускающихся над лестницами, ступенями и площадками, обтянутыми темно-синим сукном. Костюмы? Только несколько «плакальщиц» в первом и последнем действии, одетые в древнегреческие хитоны, да сам Орфей в хитоне и с повязкой на голове, а остальные в обычных гимнастических костюмах, тех самых, в которых являются на уроки ритмической гимнастики, — фурии и демоны в трико, «скорбные души» — в халатах».
Русская ученица Далькроза Вера Александровна Гринер, исполнявшая одну из фурий, вспоминала: «Необычайное зрелище представлял из себя последний вечер Праздника 1912 года. Вдоль открытых галерей, соединяющих домики-пансионы, вокруг площади перед Институтом были развешены ряды круглых, ярко-оранжевых светящихся фонарей. Когда гости, после спектакля, стали разъезжаться, все ученики высыпали на эту площадку. Кто-то предложил взяться всем за руки и образовать большой круг. Откуда-то неожиданно появились у многих в руках горящие факелы, каким-то образом оказался среди нас и Далькроз. Под пение и веселые возгласы завертелся весь круг. В кругу были и ученики, и зрители. Картина была фантастической! В центре черная масса людей, причудливо освещенных факелами, кругом — огненная лента фонарей! Слияние увиденного и услышанного, пластичность масс производили изумительное впечатление. Пресса единодушно признала «Орфея» триумфом ритмики Далькроза и режиссуры Адольфа Аппиа».
В1920 году Отрывок из «Орфея» был показан в знаменитом Институте ритма, созданным князем С.Н. Волконским в Москве. Внук декабриста, блестящий аристократ, бывший директор Императорских театров, Волконский серьезно увлекся ритмикой Далькроза и стал популяризатором идей швейцарского музыканта и педагога на российской земле.
В 1940 году свою версию оперы Глюка «Орфей и Эвридика» представила Студия Людмилы Николаевны Алексеевой. Композиция в трех частях стала одним из наиболее ярких воплощений творческих принципов Л.Н. Алексеевой. Постановка пантомимических сцен была осуществлена для Театра-оперы И.С. Козловского. Уже принятая и одобренная, она не увидела свет в связи с началом войны. К теме «Орфея» Алексеева обращалась неоднократно, в том числе в свой последний рабочий сезон зимой 1963-1964 годов. В её дневнике есть пророческая запись: «Орфеем я начала, Орфеем и кончу». Работа впоследствии была восстановлена силами учеников Людмилы Алексеевой — участников Студии художественного движения Центрального Дома ученых РАН (Москва).
В 1975 году в Театре танца Вупперталь выдающаяся танцовщица и хореограф Пина Бауш, работавшая в стилистике модерна, осуществила постановку «Орфея и Эвридики» в жанре, названном ею Tanzoper — «танцевальная опера».

Михаил Школьник
Постановка студии «Гептахор» и Вокальной студии Марии Ганешиной уникальна тем, что объединяет академическое пение с музыкальным движением – традицией, берущий свои истоки в творчестве Айседоры Дункан. И Дункан, и ее последователи ограничивались лишь танцами в пантомимических фрагментах оперы. Далькроз заставил своих учеников из Института ритма и двигаться, и петь. Но

Орфей — Наталья Назарова

Эвридика — Анастасия Макрова
у него танцевал только хор, а солисты были профессиональными оперными певцами, приглашенными исключительно для этого случая. В настоящем проекте, работа над которым длилась более трех лет, все участники – и солисты, и хор – прошли подготовку по методу музыкального движения под руководством Аиды Айламазьян. Свое первое знакомство с этим методом многие из них получили на занятиях с Марией Ганешиной, чьи приемы обучения вокалу основаны именно на этом методе. Соединение пения и свободного танца придает опере исключительную эмоциональную выразительность. Участники спектакля не «исполняют роли», а делятся друг с другом и со зрителями радостью от совершающегося здесь-и-теперь сокровенного действа.
Участники спектакля:

Хор в 1-м акте
Аида Айламазьян
Михаил Андзелевич
Пётр Андреев

Фурии
Евгения Балуда
Анна Барская
Дарья Безугленко (Амур)

Амур — Дарья Безугленко
Вячеслав Донец
Анастасия Зимина
Анастасия Макрова (Эвридика)
Наталья Назарова (Орфей)
Марина Солнцева
Ольга Утенина
Наталия Федунина
Анастасия Фокина
Валентина Фокина
Александр Шабанский
Анна Шпакова
Надежда Шувалова
Художественный руководитель и постановщик спектакля,
педагог музыкального движения - Аида Айламазьян
Преподаватель вокала и вокально-двигательного тренинга, хормейстер и
музыкальное руководство – Мария Ганешина
Партия фортепиано и музыкальное консультирование – Михаил Школьник
Концертмейстеры – Инесса Анохина и Татьяна Конева
Сценография – Владимир Сулягин
Изготовление костюмов – Наталья Фокина и Татьяна Гнедовская