Первый номер альманах «Перекрёстки параллели» распродан.
Некоторые публикации из первого номера уже давно вывешены на сайте. Это, в первую очередь, материалы о Г.И.Урбановиче — певце, великолепном вокальном педагоге, работавшем на музыпеде МПГУ им В.И. Ленина почти с самого его основания. (Впоследствии стал музыкальным факультетом МГПИ. В настоящее время факультет стал частью Института Культуиры МПГУ). Смотрите рубрику «Наши учителя».
Статья о вокально-двигательном тренинге «ГОЛОС» опубликована в рубрике «О методе» — «Вокально-двигательный тренинг» — «Подробно о методе»
Статья «Некоторые особенности вокально-хоровой подготовки драматических актёров» (М. Ганешина, Ю. Лотоцкая) опубликована в рубрике «О методе» — «Вокально-двигательный тренинг» — «Актёрам».
Материалы о музыкальном движении из первого номера решено в ближайшее время не публиковать на сайте, так как готовится большое издание архивных методических материалов С.Д. Рудневой.
Статью о постановке в 2005 году методами музыкального-движения и вокально-двигательного тренинга оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» мы выкладываем этой рубрике, так как в рубрике «Архив» она должна была оказаться в самом низу. Эта постановка для нас очень важна, как первый и самый масштабный из наших проектов, который лёг в основании длинной череды вокально-пластических и музыкально-пластических постановок.
Вокально-пластическое
действо
«Орфей и Эвридика»
Вокально-пластическое действо «Орфей и Эвридика» создано в содружестве Студии музыкального движения «Гептахор» и Вокальной студии Марии Ганешиной в 2005году. Премьера состоялась в культурном центре «ДОМ» и, в рамках фестиваля «Московское действо», в театре «Школа драматического искусства» А. Васильева в 2005 году.
Это далеко не первая попытка интерпретации мирового оперного шедевра.
В 1902 году в Будапеште пластическую композицию показала Айседора Дункан: «Пляску фурий» и «Танец блаженных духов». Соответствующее теме полугреческое одеяние, цветы в волосах — всем этим Айседора стремилась передать неумирающий пафос античного мифа. С тех пор опера Глюка стала излюбленным источником, из которого черпали многие исполнители свободного танца.
В 1912году Институт ритма в Хеллерау Эмиля Жака-Далькроза представили второй акт оперы.. Исполнителями были: тени и фурии (хоры и танцы) — ученики Института. Орфей — солистка Берлинского оперного театра Эмми Лейснер. Эвридика — солистка Дрезденской оперы Эрна Фрейнд.
Сергей Михайлович Волконский в своей книге «Отклики театра» написал: «Прежде всего, поражает в этом представлении простота, даже бедность внешних средств. Обстановки — никакой: серый и синий коленкор, в виде занавесей на разных планах, опускающихся над лестницами, ступенями и площадками, обтянутыми темно-синим сукном. Костюмы? Только несколько «плакальщиц» в первом и последнем действии, одетые в древнегреческие хитоны, да сам Орфей в хитоне и с повязкой на голове, а остальные в обычных гимнастических костюмах, тех самых, в которых являются на уроки ритмической гимнастики, — фурии и демоны в трико, «скорбные души» — в халатах».
Русская ученица Далькроза Вера Александровна Гринер, исполнявшая одну из фурий, вспоминала: «Необычайное зрелище представлял из себя последний вечер Праздника 1912 года. Вдоль открытых галерей, соединяющих домики-пансионы, вокруг площади перед Институтом были развешены ряды круглых, ярко-оранжевых светящихся фонарей. Когда гости, после спектакля, стали разъезжаться, все ученики высыпали на эту площадку. Кто-то предложил взяться всем за руки и образовать большой круг. Откуда-то неожиданно появились у многих в руках горящие факелы, каким-то образом оказался среди нас и Далькроз. Под пение и веселые возгласы завертелся весь круг. В кругу были и ученики, и зрители. Картина была фантастической! В центре черная масса людей, причудливо освещенных факелами, кругом — огненная лента фонарей! Слияние увиденного и услышанного, пластичность масс производили изумительное впечатление. Пресса единодушно признала «Орфея» триумфом ритмики Далькроза и режиссуры Адольфа Аппиа».
В1920 году Отрывок из «Орфея» был показан в знаменитом Институте ритма, созданным князем С.Н. Волконским в Москве. Внук декабриста, блестящий аристократ, бывший директор Императорских театров, Волконский серьезно увлекся ритмикой Далькроза и стал популяризатором идей швейцарского музыканта и педагога на российской земле.
В 1940 году свою версию оперы Глюка «Орфей и Эвридика» представила Студия Людмилы Николаевны Алексеевой. Композиция в трех частях стала одним из наиболее ярких воплощений творческих принципов Л.Н. Алексеевой. Постановка пантомимических сцен была осуществлена для Театра-оперы И.С. Козловского. Уже принятая и одобренная, она не увидела свет в связи с началом войны. К теме «Орфея» Алексеева обращалась неоднократно, в том числе в свой последний рабочий сезон зимой 1963-1964 годов. В её дневнике есть пророческая запись: «Орфеем я начала, Орфеем и кончу». Работа впоследствии была восстановлена силами учеников Людмилы Алексеевой — участников Студии художественного движения Центрального Дома ученых РАН (Москва).
В 1975 году в Театре танца Вупперталь выдающаяся танцовщица и хореограф Пина Бауш, работавшая в стилистике модерна, осуществила постановку «Орфея и Эвридики» в жанре, названном ею Tanzoper — «танцевальная опера».
Постановка студии «Гептахор» и Вокальной студии Марии Ганешиной уникальна тем, что объединяет академическое пение с музыкальным движением – традицией, берущий свои истоки в творчестве Айседоры Дункан. И Дункан, и ее последователи ограничивались лишь танцами в пантомимических фрагментах оперы. Далькроз заставил своих учеников из Института ритма и двигаться, и петь. Но
у него танцевал только хор, а солисты были профессиональными оперными певцами, приглашенными исключительно для этого случая. В настоящем проекте, работа над которым длилась более трех лет, все участники – и солисты, и хор – прошли подготовку по методу музыкального движения под руководством Аиды Айламазьян. Свое первое знакомство с этим методом многие из них получили на занятиях с Марией Ганешиной, чьи приемы обучения вокалу основаны именно на этом методе. Соединение пения и свободного танца придает опере исключительную эмоциональную выразительность. Участники спектакля не «исполняют роли», а делятся друг с другом и со зрителями радостью от совершающегося здесь-и-теперь сокровенного действа.
Участники спектакля:
Аида Айламазьян
Михаил Андзелевич
Пётр Андреев
Евгения Балуда
Анна Барская
Дарья Безугленко (Амур)
Вячеслав Донец
Анастасия Зимина
Анастасия Макрова (Эвридика)
Наталья Назарова (Орфей)
Марина Солнцева
Ольга Утенина
Наталия Федунина
Анастасия Фокина
Валентина Фокина
Александр Шабанский
Анна Шпакова
Надежда Шувалова
Художественный руководитель и постановщик спектакля,
педагог музыкального движения - Аида Айламазьян
Преподаватель вокала и вокально-двигательного тренинга, хормейстер и
музыкальное руководство – Мария Ганешина
Партия фортепиано и музыкальное консультирование – Михаил Школьник
Концертмейстеры – Инесса Анохина и Татьяна Конева
Сценография – Владимир Сулягин
Изготовление костюмов – Наталья Фокина и Татьяна Гнедовская