История создания и применения ВДТ
Вокально-двигательный тренинг (ВДТ) создавался и опробовался М.А. Ганешиной
в 1990-х годах сразу по двум направлениям.
В одно и то же время, в 1991 году, она была приглашена на актёрский факультет РАТИ (ГИТИС) и в храме получила благословение обучать певчих для клироса и народного хора.
В храме Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке (Москва) по благословению настоятеля отца Александра (Борисова) на занятия пением приглашались все желающие. Отец Александр хотел, что бы весь народ мог подпевать на службе. Пришли люди от 11 до 72 лет, подавляющее большинство с тяжелыми проблемами голосового аппарата или с не достаточной координацией слуха и голоса.
В РАТИ (ГИТИСе) руководитель актёрского курса Владимир Наумович Левертов, считал, что все актёры обязательно должны уметь петь вместе. Но при приёме на актёрские курсы театральных ВУЗов, не в первую очередь, смотрят на музыкальные и вокальные способности абитуриентов. Любой драматический курс (в Москве) состоит из нескольких студентов с музыкальной подготовкой и хорошими певческими голосами, нескольких студентов, которые ни на одну ноту не попадают, остальные кое-как пытаются что-то петь.
В обоих случаях ставилась задача, распеть большую группу несмотря ни на какие сложности.
Вокальные педагоги, работающие в театральных ВУЗах с драматическими актёрами, в своём подавляющем большинстве, не стремятся к вокальному и музыкальному развитию курса в целом. С изначально хорошо поющими студентами они занимаются более активно и заинтересованно, с середнячками поют потихоньку, имея определённую положительную динамику. Со студентами же, имеющими большие проблемы, обычно не знают, что делать. Дают им что-нибудь, вроде Песенки Вини-Пуха, где петь почти не надо и на этом успокаиваются. Хор в театральных вкзах периодически встречается, но его обычно ведёт другой педагог. О методическом единстве нет речи. Проблемные студенты, часто, тем или иным способом от хора тоже отстраняются. Нет времени с ними возиться.
Только, объединяя одновременно вокальную и хормейстерскую профессии, а так же семилетний опыт музыкального движения и многолетний опыт вокально-хоровой работы с дошкольниками и взрослыми удалось создать для драматических актёров двуединый цикл из групповых и индивидуальных занятий.
За 13 лет работы в РАТИ, этот метод применялся на курсах В.Н. Левертова, А.В. Бородина, Б.А. Морозова, В.А. Андреева, П.О. Хомского, М.В. Скандарова, А.В. Збруева и др.
Наиболее значимые, с вокальной точки зрения, спектакли: «Чудесный сплав» на курсе В.Н. Левертова (1994 г.) и «Призраки» на курсе М.В. Скандарова (2002 г.).
В «Чудесном сплаве» по пьесе В. Киршона использовались песни 1930-х годов И. Дунаевского, Д. Шостаковича и других советских композиторов. По ходу спектакля, весь курс до одного периодически превращался в трёхголосный хор, поющий достаточно сложные (для не музыкального курса) песни в очень активном движении. В финале спектакля интимное подпевание песне Булата Окуджавы резко сменялось бодрыми патриотическими советскими песнями в активном движении, что представляет собой особую сложность: с подснятого напевания без паузы перейти на свободное опёртое пение, да ещё в движении. Этот дипломный спектакль не сходил со сцены «Учебного театра ГИТИС» пять лет. Выпущен он был в конце 3 курса, шёл весь 4 курс и потом ещё четыре года.
В спектакле «Призраки» по пьесе Э. де Филиппо, волею режиссера М.В. Скандарова, скрытые от глаз героев, но видимые для зрителя призраки самозабвенно распевали хоровые и сольные фрагменты из опер Дж. Верди и Ж. Россини, канцонетты В. Беллини. Актриса Юлия Трошина, исполняя роль сумасшедшей, пела фрагмент арии Виолетты (Дж. Верди «Травиата») запрыгивала на стол и падала с него, держа верхнюю ноту, вставала и уходила.
В обоих случаях, перед началом спектакля, каждый раз выходил режиссер и объявлял, что никаких плюсовых фонограмм в спектаклях нет и всё пение идёт в живую. Публика верила с трудом. Оба коллектива были чисто драматическими и пели в хоре полным составом. Подобных результатов удалось достичь только благодаря тому, что они с первого курса обучались пению с применением метода ВДТ.
В конце 90-х годов, по инициативе М.В. Скандарова, М.А. Ганешина в группе театральных педагогов была приглашена в Сургут во временно организованный филиал РАТИ для создания в городе нефтяников и газовиков своего театра. Эта выездная работа продолжалась 6 лет. Обучение сургутских студентов пению под руководством М.А. Ганешиной вела сургутский педагог Анна Евгениевна Феркина, в достаточной степени освоившая метод вокально-двигательного тренинга.
В 1997 году, так же по приглашению М.В. Скандарова, М.А. Ганешина со своим тренингом оказалась в Ульяновске, в Ульяновском Государственном университете. Здесь, незадолго до того создали кафедру мастерства артиста и начали набирать актёрские курсы. Ульяновский педагог Марина Юрьевна Лаптева, с успехом освоившей этот сложный метод, уже более 15 лет обучая актёров, творчески развивает метод. Недавно она начала на базе ВДТ разрабатывать методику работы со слабослышащими.
В 2013 году на курсе Народной артистки России Кларины Ивановны Штадько педагогом кафедры Алексеем Вячеславовичем Храбсковым был поставлен музыкальный спектакль »Герда». Сценарий Наталии Назаровой по сказке Г.Х. Андерсена, музыка Вячеслава Осьминина, стихи к песням Александра Коврижных. Актёры обучались пению М.Ю. Лаптевой по системе М.А. Ганешиной. Постановка спектакля осуществлялась с применением ВДТ. Надо отметить, что А. Храбсков выпускник первого актёрского курса в УлУГ, обучавшегося пению по методу ВДТ.
До последнего времени УлГУ был единственным вузом, в котором вокальная подготовка драматических актёров велась по программе, основанной на ВДТ.
В 2005 году студией музыкального движения «Гептахор» под руководством
Аиды Айламазян и «Вокальной студии Марии Ганешиной», в рамках фестиваля «Московское действо», была поставлена опера К. Глюка «Орфей и Эвридика», в жанре вокально-пластического действа. Художественный руководитель и постановщик – Аида Айламазян, музыкальный руководитель Мария Ганешина, музыкальный консультант и партия фортепиано в спектакле – Михаил Школьник.
В Москве ВДТ, на сегодняшний день, применяется в различных направлениях. Во-первых, в рамках центра «Гептахор» этим методом обучается вокальная группа «Хор пляшущих». Во-вторых, открыт центр около метро «Автозаводская», где набираются группы для всех желающих всех возрастов, от 1,5 лет до бесконечности. (Смотрите расписание для взрослых и детей).
Элементы ВДТ применяются в лечебной педагогике сотрудниками Региональная общественная организация социальной и творческой реабилитации детей и молодёжи с отклонением в развитии и их семей «КРУГ».
В 2011 обучение пению драматических актёров с использованием метода вокально-двигательный тренинг началось в Институте Русского театра (Москва), педагог Анастасия Анатольевна Фокина.
Метод владеют и используют в работе педагоги: А.Е. Феркина (Сургут), М.Ю. Лаптева (Ульяновск), Светлана Токачёва и Марина Пономарёва (Москва «КРУГ»), выпускница РАТИ Юлия Трошина. Выпускницы музыкального факультета МПГУ Юлия Дутлова (2003) и Анастасия Фокина (2008) . Наиболее полно и творчески применяет метод ВДТ в работе с детьми и взрослыми А.М. Воронкова (Макрова) – солистка и педагог Центра «Гептахор», выпускница музыкального факультета МПГУ 2003 года.
В последние годы начали работать группа молодых педагогов, учеников А.М. Айламазян и М.А. Ганешиной, владеющие методами музыкальное движение и вокально-двигательный тренинг: Т.Л. Головачёва, О.А. Дулина, Ю.А. Дулина, М.Б. Моргунова, Е.И. Ташкеева, Е.А. Чешко.