Подробно о методе

Мария Ганешина

Г О Л О С

Вокально-двигательный тренинг

Доцент кафедры музыкального исполнительства в образовании М.А. Ганешина

Доцент кафедры музыкального исполнительства в образовании М.А.Ганешина

Голос… Мы говорим, поём. Выражая свои эмоции, кричим и шепчем. В радости он звенит, в горе, апатии становится тусклым, тихим,  в гневе появляются глубокие, грозные нотки. Мы пользуемся голосом и не замечаем его, пока он нам верно служит. Но стоит ему отказать из-за простуды, усталости, стресса, как тут же мы чувствуем дискомфорт.  Человек, легко и свободно поющий, обычно не понимает глубоких страданий человека, который не может спеть любимую мелодию, подпеть в компании друзей.

Вокальный педагог, работающий не только с певцами  и музыкантами других профессий, но с самыми разными людьми, зачастую стремящимися к пению, но не  имеющими возможности, за  многие годы слышит массу трагических (по глубине переживания) историй о том, почему человек не поёт.

– В детском саду на празднике дали барабан и не велели петь со всеми…

– В первом классе не отобрали в хор: учительница, послушав, сморщилась и махнула рукой… (Об этом вспоминает человек, уже имеющий внуков…)

– В 12-14 лет, когда душа поёт и песня рвётся в пространство, мама (брат, друг, учитель, сосед) говорит раздражённо: «Замолчи! Не ори так больше никогда! Это ужасно!»

На студенческой вечеринке… В экспедиции у костра… И так можно продолжать до бесконечности.

Человек несёт эту боль через всю жизнь, скрывая её от близких людей, считая, вслед за ними,  свою несбывшуюся мечту ерундой, прихотью. «Не всем же, в конце концов, петь!».

Нет. Петь возможно всем.

Пение – самый доступный способ музицирования. Все, в той или иной степени, музыкальны, тянутся к музыке, хотят ее слушать, петь, кто-то пытается сочинять.

Пение физиологически мощнее речи. Вокальный звук даёт возможность пользоваться значительно более широким звуковысотным и динамическим диапазоном. При этом задействован весь организм. Пение полным звуком – серьёзная физическая нагрузка, что полезно само по себе в условиях  гиподинамии. Когда голос звучит ярко и свободно льётся, поднимается настроение и, даже, улучшается самочувствие.

Беря любую хрестоматию по народной песне, поражаешься количеству жанров. Есть песни на все случаи жизни. Они эмоционально сопровождают все основные  события, дают эмоциональную разгрузку в стрессовых ситуациях.

Не надо думать, что в прошлые века  все изначально пели свободно и чисто. Но при отсутствии СМИ было больше возможностей развития музыкальных и певческих способностей в обычной жизни: пение молитв в храме и дома, обязательное музицирование в праздники —  на поляне, в салоне, в зале и  так далее. В школах, институтах, в досуговых  учреждениях обязательно были хоровые коллективы… Конечно же, кто-то оставался на берегу всеобщего певческого потока, в основном люди с серьёзными дефектами голосового аппарата или  психическими расстройствами.

Вокальный педагог, к которому, как к врачу, идут поющие души и рвущиеся на волю голоса, пытаясь разгадать причину нескоординированности слуха и голоса, в подавляющем большинстве случаев обнаруживает  холодящие душу истории. Они ведут за собой комплекс неполноценности: «Я не такой как все! Я хуже других!». А ведь непреодолимые отклонения в голосовом аппарате и музыкальном слухе у большинства отсутствуют.  Напрашивается вывод: развивать музыкальность  с голосом и учить петь надо всех. Лучше с раннего детства, но если это не случилось, начать никогда не поздно.

Вывод наш не нов и не уникален. Вопрос в том, как эффективнее это делать, минимизируя стресс?

Ребёнок, подросток или взрослый, потерпевший певческую неудачу, боится повторного удара. С ужасом подходит к фортепиано, попросивши о прослушивании.  Практика показывает, что индивидуальная работа в таких случаях тяжела и для ученика, и для педагога. Правильнее было бы проводить её совместно с психологом, что почти всегда не возможно. В хоровые коллективы таких людей не берут, а если берут, то сажают в сторонке слушать, надеясь, что сами потихоньку распоются. Такое случается, но редко. Обычно поход на прослушивание становится очередным стрессом.

Помочь в подобных ситуациях может вокально-двигательный тренинг.

Вокально-двигательный тренинг – методика, разработанная автором этой статьи. Она основана на слиянии и взаимопроникновении классической вокальной педагогики с методом музыкального движения.

Музыкальное движение это:

– развивающий метод обучения, раскрывающий музыкальность как способность эмоционально переживать и понимать музыку (по Б.М. Теплову) и весь комплекс музыкальных способностей человека;

– метод обучения свободному танцу и музыкально-двигательной импровизации;

– музыкальное движение – новая психолого-педагогическая практика, направленная на развитие личности

Вокально-двигательный тренинг – методика, рассчитанная на одновременную работу с группами от 7 (5) до 20 (25) человек.

Цель методики:

- освобождение голоса путём физического и эмоционального раскрепощения, формирование базовых певческих навыков.

Основные задачи:

- освобождение голоса и формирование навыка лёгкого и глубокого дыхания, освобождение звука, через организованную определённым образом работу тела с помощью специально разработанной гимнастики;

- раскрытие природных тембров всех участников тренинга и формирование навыка ансамблевого пения за счёт органичного слияния тембров;

- развитие координации слуха и голоса (в тех случаях, когда в этом есть необходимость).

История создания. Сферы применения и специфика

Вокально-двигательный тренинг (ВДТ) создавался и опробовался в 1990-х годах  по двум направлениям: на актёрском факультете РАТИ (ГИТИС) для обучения пению драматических актёров и  в храме  для клиросных певчих и народного хора. Задачи преподавателя вокала дифференцировались соответственно задачам  обучения актеров  и певчих. При обучении современного актёра необходимо : 1. научить петь каждого почти в любом физическом и психологическом действии (К.С. Станиславский); 2. создать курс-ансамбль, свободно и стройно звучащий и активно двигающийся (танец, акробатика) одновременно.

На клиросе певчие поют в статике, зачастую в стеснённом пространстве. Специфической задачей в этом случае становится формирование навыка сохранения свободы тела и, как следствие, свободы дыхания и звука при статическом пении в течение нескольких часов.  При столь различных задачах способы их решения, безусловно, были различными. Поэтому одновременно создавались две модели обучения  для достижения идентичных целей в различных условиях.

В настоящее время, кроме уже  указанных, существуют следующие модификации ВДТ:

- общедоступный  тренинг  без ограничения возраста. В группы ВДТ приходят совершенно разные люди: от людей абсолютно не умеющих петь (то, что в быту называется – без слуха и без голоса) до оперных певцов, приходящих для совершенствования своей вокальной техники;

- для дошкольников и младших школьников созданы синтетические уроки, совмещённые с музыкальным движением, органично развивающие музыкальные, голосовые и пластические способности детей. Эту линию успешно развивает выпускница музыкального факультета МПГУ 2003 года А.М. Воронкова (Макрова). В последнее время к ней присоединились молодые педагоги: О.А. Дулина, Ю.А. Дулина, М.Б. Моргунова и Е.И. Ташкеева.

-  элементы ВДТ применяются в лечебной педагогике сотрудниками Региональной общественной организации социальной и творческой реабилитации детей и  молодёжи с отклонением в развитии «КРУГ», как составная часть комплекса музыкальной терапии (педагоги С.Г.  Токачёва и М.Е.  Пономарёва). В Ульяновске педагог-музыкант М.Ю. Лаптева разрабатывает методику работы со слабо слышащими с опорой на метода музыкального движение и вокально-двигательного тренинга.

Вокально-двигательный тренинг – целостная система. Она состоит из упражнений без звука и со звуком. Упражнения со звуком  условно можно разделить на раскрывающие голос и обучающие вокальной технике.

Существуют два основных вида ВДТ: активный и партерный. Занятия активным ВДТ проходят стоя с использованием всевозможных видов ходьбы, бега, подскоков,  подпрыгиваний, махов, бросков корпуса и т.д. (терминология из метода музыкального движения*). В партерном варианте  ВДТ вся работа проходит лёжа и сидя. В большинстве случаев целесообразно совмещать упражнения обоих видов. Степень преобладания одного из видов ВДТ обусловлена физической подготовленностью конкретной группы и её специфическими задачами.

Оба вида могут применяться и в чистом виде. В том и другом случае достигается цель ВДТ, и решаются все общие задачи. В общедоступных группах без ограничения возраста применяется только партерный ВДТ, так как в эти группы приходит много пожилых людей с ограниченной двигательной активностью. Только стоя занятия проходят в условиях, не пригодных для лежания на полу.

Упражнения ВДТ можно разделить на индивидуальные, парные и общегрупповые. Индивидуальные  упражнения выполняются всеми членами группы одновременно, но каждый работает обособленно. Парные упражнения также выполняются всеми одновременно, но здесь члены группы, поделённые на пары, работают в активном контакте друг с другом. В общегрупповых упражнениях вся группа находится в постоянном контакте. В этом случае, чаще всего, используется круг (в партерном виде – только круг), а так же, цепочки, колонны, шеренги и разнообразные перестроения. В общегрупповых упражнениях, кроме указанных выше, решаются дополнительные задачи: ориентировка в пространстве, взаимодействие  в группе, расширение круга внимания, развитие оперативной  и двигательной памяти.

Последовательность  занятий  ВДТ можно разделить на три этапа:

- раскрытие голоса,

- обучение базовым певческим навыкам,

решение специфических и дополнительных задач.

Деление это условно. Большинство упражнений решают задачи этапов одновременно. Но наиболее интегрированы 1 и 2 этапы. Упражнения 3 этапа всегда подключаются позже, в это время идёт закрепление и углубление результатов 1 и 2 этапов. В вокально-двигательном тренинге основной  педагогический принцип –  постепенность и последовательность. Этот принцип является основополагающим и в построении каждого занятия, и в стратегии работы с группой. Время, необходимое для достижения намеченных результатов, зависит от исходного уровня и задач группы или конкретного человека (если речь идет о группах для всех желающих), а так же от интенсивности, частоты и продолжительности занятий.

Структура урока

Урок делится на три раздела: работа с телом без звука,  вокально-двигательные упражнения,  третий раздел может содержать закрепляющие упражнения или упражнения, направленные на решение специфических или дополнительных задач, которые тоже несут в себе функцию закрепления. Каждый урок начинается с работы с телом без звука.  После вводятся вокально-двигательные упражнения. Они могут даваться самостоятельным  блоком или перемежать упражнения без звука.  Перед некоторыми вокально-двигательными упражнениями целесообразно проводить подготовительные упражнения без звука. Длительность этапов их взаимоотношения во времени зависит от уровня и степени обученности группы.

В небольшой статье, к сожалению, трудно подробно познакомить читателя с методикой вокально-двигательного тренинга. Полное  описание вокально-двигательного тренинга  возможно только при условии глубокого изучения метода музыкального движения, на базе которого он разработан.

Возможности применение в работе со старшими школьниками

В подрубрике «Кратко о ВДТ. Применение.» представлен большой спектр применения ВДТ в различных сферах, для людей разных профессий. Здесь же мы хотим обратить внимание самое тяжёлое время в формирования личности, подростковый и юношеский периоды, совпадающие со старшими классами школы.

Старшие классы школы – сложный и неоднозначный период развития человека. Ребята ищут свою дорогу в жизни. Происходит преобразование организма —  из детского во взрослый. Вместе со всем организмом серьёзной перестройке подвергается голос. О голосе в это время и сами ребята и их взрослое окружение думают меньше всего. Других проблем много.

Для подростков характерно стремление к общению в кругу друзей, где зачастую возникает общее пение. В какой-то компании дико до хрипа орут любимые песни  под  караоке. Кто-то бойко попадает в тональность и  ритм, а кто-то нет (молчаливая трагедия). В другой компании все довольно стройно поют под гитару, у кого-то мутация вроде закончилась, а голос всё не слушается (вновь молчаливая трагедия).

Существует множество театральных студий, кружков, любительских театров, куда с большим энтузиазмом приходят и старшеклассники. В большинстве спектаклей в том или ином виде появляется пение. Музыкой, чаще всего заведует концертмейстер, имеющий весьма смутное представление об обучении пению, а о возрастных особенностях голоса и подавно ничего не ведаеющий. Да ещё может не оказаться квалифицированного педагога по сценической речи,  и тогда речью с самодеятельными актёрами занимается или актёр, который когда-то этому учился, или режиссер, у которого по учебному плану вуза вообще было только знакомство с предметом вместо систематических занятий.

Перечислять ситуации, в которых молодой человек может попасть в сложную голосовую ситуацию и получить на всю жизнь психическую и голосовую травму,  можно без конца. Чем же вокально-двигательный тренинг помогает в подобных ситуациях? Какие проблемы с его помощью решаются?

Самое важное — метод групповой. Лучше, что бы в подростковой группе было 10 или более человек. Занимающиеся звучат все вместе и каждый почти не слышит себя. Разнообразные физические упражнения кроме решения других задач помогают отвлечься от своего голоса, своих ошибок, вокальных неточностей. Постепенно уходит страх, снимаются психологические блоки. Мягкая освобождающая гимнастика, не только снимает мышечное напряжение, но освобождает дыхание. Физические упражнения со звуком стабилизируют вдох и фонационный выдох, активизируют голосовой аппарат и снимают форсировку, формируют базовые вокально-технические навыки. Всё это оптимизирует работу голосового аппарата и в пении и в речи. Решение профессиональных певческих и речевых задач требует обязательных индивидуальных занятий. Но для бытовых целей (домашнее музицирование, пение в караоке, бардовская песня, народный  церковный хор),  как показывает практика, достаточно только тренинга.

Методика вокально-двигательного тренинга  во многом перекликается с методиками по сценической речи (см. К. Линклэйтер «Освобождение голоса» — М.: Гитис, 1993). Комплекс базовых голосовых умений и навыков, формируемых на занятиях вокально-двигательным тренингом  для пения, точно так же подходит и для бытовой речи. Снимаются факторы речевого утомления, развивается звуковысотный и динамический диапазоны не только в пении, но и в речи. Освобождение, укрепление и активизация артикуляционной мускулатуры положительно влияет на певческую и на речевую артикуляцию.  Чёткая, выразительная речь придаёт человеку уверенность в себе при общении и ответе у доски, при чтении лекции, защите курсовых и  дипломных работ и т.п.

Педагогу для овладения этой методикой необходимо иметь музыкальное образование (лучше дирижерско-хоровое или музыкально-педагогическое, не обязательно высшее) и практику занятий музыкальным движением не менее пяти лет.