Рустам Яваев

Учителю и старшему товарищу

Рустам Яваев

Горестно думать и осознавать, что рядом нет по настоящему близкого и родного человека, каким для меня был и останется в моей памяти Георгий Иванович Урбанович. Мои первые вокальные неудачи, взлёты, успехи — всегда были при поддержке и помощи Георгия Ивановича. Всему чему научил, воспитал и дал мне толчок в творческом процессе, всё это я буду помнить и ценить всю свою жизнь. Он для меня был не просто вокальным педагогом, посвятившим свою жизнь педагогической деятельности (50 лет преподавания в МПГУ, музыкальном факультете), но и прекрасным, умным, целеустремлённым человеком, знающим историю, географию, поэзию, живопись, скульптуру, военно-морское ремесло. Мог точно и правильно ответить на любой заданный ему вопрос. Всегда много изучающий, читающий, интересующийся — этот процесс у Георгия Ивановича был всю его жизнь. Его безграничная любовь к музыке, бережное отношение и понимание поэзии, а именно интонации «слова» было для него важным и необходимым критерием в обучении пению. Разучивая и исполняя в классе музыку зарубежных композиторов, Георгий Иванович требовал подстрочный перевод, а именно понимание и осознание каждого слова и смысла поэтического текста. Правильным и необходимым для певца, как считал Георгий Иванович, было умение владеть «словом», его интонационно-фонетической и смысловой нагрузкой. Изучая и разбирая вместе с ним музыкальные произведения, мы находили и открывали для себя новые вокально-технические приёмы, динамические оттенки, тончайшую палитру звуковых нюансов, интонационную подачу поэтического «слова» и его смысловую нагрузку мелодической линии музыкального произведения. При работе над произведением, Георгий Иванович никогда не стеснялся сказать: «Давай вместе разберёмся, подумаем и найдём выход в данной, поставленной задаче в музыкальном произведении!» И для меня было большим счастьем вместе с ним работать. Георгий Иванович учил своих учеников самостоятельности, умению анализировать вокально-технический и технологический процесс пения. Для него, как педагога и музыканта, процесс обучения являлся непрекращающейся работой, вечным поиском вокально-технических навыков, приёмов и их усовершенствования в музыкальном процессе пения. «Осмысленная подача интонации «слова», его владение и донесение до слушателя — это самое главное и основное в пении. Без умения владеть интонацией «слова», певец перестаёт быть настоящим артистом и вокальным мастером, отдача и сопереживание — вот главное в музыке», — говорил Георгий Иванович Урбанович. Светлая память моему наставнику, педагогу, другу и прекрасному человеку Георгию Ивановичу Урбановичу.