Терапия или искусство?

Тезисы на конференцию
Размышления на тему: Терапия или искусство?
А.М. Айламазьян

Проблема оппозиции «терапии и искусства» встает в наше время не только в контексте болезни и патологии, она может быть повернута и на самое искусство: в так называемой нормальной ситуации искусство – это терапия?

Удивительный феномен современного мира – повальное увлечение терапией (в том числе психотерапией всех сортов). По существу мы встречаемся с социальным переосмыслением многих явлений культуры и человеческой деятельности: подчеркивается терапевтичность театра, танца, музыки, а также игры, досуга, приятельской или дружеской беседы, хождения по магазинам, застолья и т.п..
Поскольку терапия означает «лечение», можно предположить, что современное общество осознает себя как больное, нуждающееся в лечении. А современному человеку нужно все время оказывать «помощь», спасать либо от болезни, либо от ее угрозы. Эта странная модель размывает границы между нормой и патологией, но не в сторону нормы, а в сторону патологии. Другая тенденция состоит в отказе или расширении представлений о норме, также можно расширить и представления об искусстве, тогда практически любой продукт человеческой деятельности может быть назван произведением искусства.
Представляется, что видение искусства сквозь призму терапии, сведение его к терапии есть проекция чрезмерно психологистически настроенного и заостренного сознания человека нашего века. Позитивизм, прагматизм, приверженность каузальности практически перечеркивают сам феномен искусства, в котором свободное действие утверждает и производит новую реальность- реальность символическую. Парадокс феномена искусства состоит в том, что его очищающее, преобразующее и преображающее воздействие происходит именно тогда, когда к нему относятся не как к терапии, не с утилитарными намерениями, не под влиянием «нужды», а свободно, открываясь той реальности, которая в нем утверждается. Задача педагога, психолога и художника при таком понимании искусства совпадают в главном – помочь, организовать, добиться отклика в душах людей на произведение искусства, на выраженную в нем красоту.
Художественное произведение, художественная работа показывают человеку новые грани его существования и дарят радость общения со звуком и краской, радость их превращений, метаморфоз образов, их бесконечных рождений. Возможно только через искусство жизнь открывается как бытие, человек переживает свое присутствие в мире и сам мир. Вспомним слова М.Хайдегера: «Стоя на своем месте, храм впервые придает вещам их вид, а людям впервые дарует взгляд на самих себя».
Психоаналитическая трактовка искусства немало способствовала зауженному взгляду на художественное творчество. Возможность проекции в символическую ситуацию заблокированных эмоций и потребностей демонстрирует лишь один из механизмов восприятия и создания художественного произведения. Полноценный и законченный процесс творчества состоит в последовательном освобождении и очищении от прямых проекций и сублимаций через создание формы, порождающей собственные смыслы и переживания, через освоение материала и его превращения в знак.
Об искусстве можно говорить в том случае, если:
– имеется мотивация творчества;
– создается форма произведения, посредством которой коммуницируются культурные смыслы;
– если в работе над формой преодолевается сопротивление материала, превращаемого в одухотворенную, говорящую вещь искусства;
– с другой стороны, раскрываются выразительные возможности самого материала;
– искусство символично и условно.
С этой точки зрения далеко не каждое «выплескивание» себя в движении тела, в рисовании, в звуках может считаться актом художественного творчества. Так, методы арт-терапии, использующие символические планы поведения (рисование, движение, драматизацию и др.) для провоцирования выражения подавленных эмоций, к художественному творчеству и искусству отнесены быть не могут. Как любое прямое отреагирование аффекта, не опосредствованное эстетической реакций, эстетическим переживанием, подобные опыты остаются в зоне «терапии», явлений внехудожественных. Механизмы искусства для преображения человека в данном случае не задействуются.
Наряду с арт-терапией в последнее столетие бурно развиваются новые художественные практики, существенно отличающиеся от сложившихся академических форм, появляются новые формы организации как самого творческого процесса (коллективное творчество, совместное творчество и т.п.), так и обучения в сфере искусства. В данных направлениях становится ценным участие каждого в художественном процессе в противовес прежней академической оппозиции зритель – художник. Изменяется сам предмет художественного творчества: процесс работы становится не менее интересен, чем результат. Материалом искусства становится сам человек, сам художник, его телесно-душевно-духовный состав. Новые способы художественного выражения и организации творчества открывают возможность художественного высказывания и опыта очень широкому кругу людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями, и тем, кто находится в беде, пожилым и детям, профессионалам и непрофессионалам, всем, кто хочет говорить на языке чувств о красоте мира.